Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет
 
 
 
Skip Navigation LinksВиртуальные тематические выставки > Союз призвания и образования > Союз призвания и образования: выпускники юридического факультета в «Мире искусства»

Союз призвания и образования:
выпускники юридического факультета в «Мире искусства»

Появление художественного объединения «Мир искусства» стало важной вехой в развитии символизма в России. Объединив многих талантливых художников и литераторов, «Мир…» не только служил демонстрационной площадкой для их собственных произведений, но и вырабатывал общетеоретические и практические взгляды на актуальные проблемы художественной жизни страны. «Мир искусства» побуждал зрителей и читателей по-новому смотреть на искусство: и современное, и подзабытое старое.

Благодаря «Миру искусства» укрепилась взаимосвязь символистских тенденций в литературе и изобразительном искусстве. Кроме того, отчетливо проступили параллели нового искусства России и Западной Европы, таким образом, русский символизм окончательно самоопределился.

В жизни видных деятелей «Мира» важную роль сыграл юридический факультет Петербургского университета. Здесь они не только завершили классическое образование и приобрели необходимые социальные навыки, но и обрели круг общения, который сохраняли на протяжении многих последующих лет.

1. История возникновения

В конце XIX века в Петербурге выпускники частной гимназии К.И.Мая образовали тесный искусствоведческий кружок

Первоначально в него входили: Александр Бенуа, Вальтер Нувель и Дмитрий Философов; затем к ним примкнули художники Леон Бакст, Евгений Лансере, Константин Сомов. Изначально бесспорное лидерство в объединении завоевал Сергей Дягилев. Некоторые из участников «Мира…» были студентами юридического факультета Петербургского университета (см. ниже).

Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 году, впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.

Журнал первоначально предназначался для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций. Он представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома. 9 ноября 1898 г. вышел в свет первый сдвоенный номер «Мира искусства».

Гимназия К.И. Мая

Именно в журнале «Мир искусства» были сформулированы многие основополагающие вопросы символизма и сделаны попытки дать на них ответы. Журнал отличался особой атмосферой полной свободы в выражении взглядов и благодаря этому совершил решительный поворот в литературных и художественных вкусах. «Мир искусства» открыл читателю классическую красоту Петербурга и его царственных окрестностей, донес до него красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. Журнал заставил задуматься о современном значении древних цивилизаций и о необходимости серьезно переоценить свое литературное наследие.


Обложка журнала №17-18, 1900 год
Фронтиспис журнала «Мир искусства».
Худ. К. Сомов

2. Идеология и развитие

Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Худ. Б.М. Кустодиев. Эскиз неосуществленной картины. На ней изображены (слева направо): И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев.1916.


Афиша первой выставки объединения «Мир искусства»

Первым масштабным публичным выступлением явилась «Выставка русских и финляндских художников», состоявшаяся в начале 1898 года и имевшая большой успех.

На последующих выставках к «Миру искусства» примкнули И.Я. Билибин, А.Я. Головин, М.В. Добужинский, Д.Н. Кардовский, Е.Е. Лансере, М.В. Нестеров, А.П. Остроумова-Лебедева, Л.О. Пастернак, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, М.В. Якунчикова и немало других художников.

На этом этапе обозначилась идеология «Мир искусства». В нем возникло два полюса: один, тяготеющий национально-романтической тематике, к «русскому стилю», другой тяготел к европеизму. С этих позиций два лагеря по-разному смотрели на национальное художественное наследие: одним была дорога допетровская Русь, другим – XVIII столетие и век Просвещения.

Но объединяющие начала в «Мире» были сильнее. Это – пассеизм (пристрастие к прошлому), романтический культ прошлого и театрализация красивого до «неестественного» состояния. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство есть, прежде всего, выражение личности художника. С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца».

В 1903 году объединение формально перестало существовать: сказались финансовые трудности и раскол внутри общества. Большинство его мастеров перешло в состав «Союза русских художников», появившегося в результате слияния с московской группой «Тридцать шесть художников».

В 1910 году ряд «мирискусников»-петербуржцев во главе с А. Бенуа, недовольные экспозиционной тактикой «Союза», вышли из него и возродили «Мир искусства». В числе его новых участников были К.Ф. Богаевский, Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, З.Е. Серебрякова, А.Е. Яковлев и другие. К художникам потянулись и архитекторы со своими эскизами.

После революции объединение распалось на Петроградскую и Московскую группы, а в 1920-е годы окончательно прекратило свое существование. Последняя выставка под названием «Мир искусства» была устроена художниками-эмигрантами в 1927 году в Париже.

3. Студенты юридического факультета Петербургского университета, входившие в состав объединения

Александр Николаевич Бенуа
1870 – 1960

Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения

Он родился 3 мая 1870 года в семье архитектора Н.Л. Бенуа, известной своими художественными талантами. В 1885–1890 годах учился в гимназии К. И. Мая и посещал классы Академии художеств.   Решение стать художником созрело у него очень рано; но после недолгого пребывания в Академии художеств, принесшего только разочарование.

Студент юридического факультета Петербургского университета в 1890-1894 годах, профессиональную художественную подготовку прошел самостоятельно, по своей собственной программе.

Параллельно с учебой в университете Бенуа углубленно занимался историей искусства. Впервые он представил свои акварельные работы на выставке 1893 года,  и они обратили на себя внимание художественной публики. В 1897 году А.Н. Бенуа приобрел известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены коллекционером П.М. Третьяковым.

В 1898 году Бенуа организовал кружок единомышленников, не принявших тенденциозность передвижников и мечтавших о новом искусстве. Они стали издавать журнал «Мир искусства», по названию которого именовалось и само их объединение, известное утонченной декоративностью, стилизацией и сочетанием поэтики символизма со старым искусством. Пропагандируя старых русских художников и западноевропейскую живопись, в 1901 году он приступил к изданию журнала «Художественные сокровища России» и «Старые годы».

В 1903-м создал серию иллюстраций к «Медному всаднику» - один из шедевров русской книжной графики. В это же время много работал для театра, занимаясь декорациями и режиссурой. Высокую оценку получили искусствоведческие работы А. Н. Бенуа: «История живописи в XIX в.», «Царское Село», «История живописи всех времен и народов».


Париж. Каррузель, 1927.

Несколько лет Бенуа был художественным руководителем организованных С.П. Дягилевым в Париже «Русских сезонов», прославивших за границей русское балетное искусство. Затем работал художником и режиссером в Мариинском и Большом драматическом театрах, а с 1919 года - заведовал картинной галереей Эрмитажа и работал там до эмиграции. В 1926 году Бенуа уехал в Париж и остался там навсегда. Зарабатывал на жизнь, оформляя спектакли во многих театрах Европы и Америки. Он написал исключительные по своей художественно-исторической ценности мемуары «Мои воспоминания». За свои художественные заслуги Бенуа был награжден орденами Почетного Легиона, Corona d'Italia и св. Владимира. Он всегда с теплотой относился к России, поддерживал переписку с видными учеными и художественными деятелями, выступал в периодической печати. Гости из СССР часто навещали его парижскую квартиру. Более всего Бенуа сожалел о том, что когда-то смог покинуть столь дорогой его сердцу Эрмитаж…

Сергей Павлович Дягилев
1872 – 1929

Общественный деятель, деятель культуры и меценат

С.П. Дягилев родился в 1872 году в Новгородской губернии. Учился в гимназии в Перми, куда направили на службу его отца. В 1890 году он стал студентом юридического факультета Петербургского университета, который пользовался огромной популярностью и считался самым «модным». Его самыми близкими друзьями среди студентов-юристов стали Александр Бенуа и кузен Дмитрий Философов: вместе они организовали искусствоведческий кружок. Одновременно с учебой в университете Дягилев был вольнослушателем в классе пения Петербургской консерватории и брал уроки композиции.

Из воспоминаний сокурсников (А. Бенуа и И. Грабаря) известно, что Дягилев принадлежал к «золотой молодежи», обожал «гусарство» и внешний шик, сторонился политической активности. Он часто пропускал занятия, и осенью 1893 г. провалил экзамены.

Раздобыв фиктивную медицинскую справку, Дягилев сопровождал слабого здоровьем Философова в путешествии по югу Франции и Италии. Их оставили на «повторительный курс». Дягилев быстро ориентировался в юридических предметах – эта способность позволяла ему сдавать экзамены, почти не готовясь к ним. Юридическое образование мало пригодилось Дягилеву в практической деятельности, но именно за годы обучения в университете он выработал в себе замечательные организаторские способности.

Его карьера композитора не состоялась: его первая постановка провалилась. В 1899 г. Дягилев стал редактором созданного им и Бенуа журнала «Мир искусства». Одновременно он поступил на службу чиновника по особым поручениям в дирекции Императорских театров. С 1906 г. Дягилев занимался организацией ежегодных выступлений русских артистов за границей, именно ему было поручено в 1909 г. основать Русский балет в Париже, которые стали всемирно знамениты под названием «Русские сезоны». Он собрал коллектив лучших деятелей русского искусства того времени в труппу «Русского балета Дягилева».

Первая мировая война застала его за границей, на родину Дягилев больше не возвращался. В последние годы жизни увлекся библиофильством и собрал более двух тысяч редких изданий. Он умер 19 августа 1929 года в Венеции. Прах его был погребен на кладбище Сен-Микеле рядом с могилой другого выдающего выпускника юридического факультета – Игорем Стравинским. С именем С.П. Дягилева связан всемирный успех российской культуры. На дягилевских  «Русских сезонах» российский балет завоевал славу одного из передовых искусств мира.


Портрет С.П. Дягилева с няней. Худ. Л.Бакст,1906.

Плакат для «Русских сезонов»

Юрий Павлович Анненков
1899-1974

Художник, иллюстратор, театральный декоратор, режиссер

Ю.П. Анненков родился 11 июля 1889 года, в Петропавловске-на-Камчатке. Отец Анненкова, народоволец, в 1881 году в связи с убийством Александра II был арестован. Непосредственного участия в покушении он не принимал и был приговорен к каторжным работам, затем жил на поселении, куда к нему приехала жена и где родился будущий художник. В 1908 году Анненков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно вместе с М. 3. Шагалом  стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга.

В 1909 году провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского, у которого учился до 1911 года. По совету учителя он поехал в Париж, занимался в частных мастерских, испытал сильное влияние кубизма и футуризма.В 1913-м дебютировал с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству. Вернувшись  в Россию, Анненков увлекся графикой.

Его рисунки стали появляться на страницах журналов «Аргус», «Лукоморье», «Отечество», «Сатирикон», «Театр и искусство». Другим увлечением художника был театр. В его декорациях шли спектакли на сцене Театра В.Ф. Комиссаржевской. В 1917 году — вступает в члены объединения «Мир искусства».

Анненков создал галерею острохарактерных портретов своих современников: писателей, художников, политических деятелей (А.А. Ахматовой, Ф.К. Сологуба, Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского). Эти портреты во многом составили славу художнику. Будучи талантливым книжным графиком, он много иллюстрировал. Его иллюстрации к поэме «Двенадцать» А.А. Блока (издание 1918 г.) были выполнены при непосредственном участии самого поэта, который не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания. Эти иллюстрации стали классическими.

В 1924 году Анненков выехал в Венецию для участия в XIV Международной художественной выставке и не вернулся в Советскую Россию. Вместе с женой Е. Гальпери, балериной и актрисой театра «Летучая мышь» они  поселились в Париже. В последующие годы Анненков оформил для французских театров в общей сложности более 60 пьес, балетов и опер. После 1934 года много занимался кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем для 50 кинофильмов. За фильм «Мадам де...» художник был номинирован на премию «Оскар».


Портрет фотографа-художника.1918

В 1945-1955 годах был президентом «Синдиката техников французской кинематографии». Публиковал статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках». Под псевдонимом «Б. Тимирязев» выпустил несколько книг воспоминаний и стихов.

За рубежом он не оставлял занятий станковой живописью и графикой. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры. Анненков – участник Международной выставки художественно-декоративного искусства в Париже, выставки «Искусство книги» в Лейпциге, группы «Мир искусства» в Париже, Современного русского искусства в Филадельфии и Современного французского искусства в Москве

Иван Яковлевич Билибин
1876-1942

Художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель

Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (в 1896-1900 годах). Одновременно занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Уже исполнив первые работы для журнала в 1899 году и став членом объединения «Мир искусства», Билибин продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств.

Его работы стали экспонироваться, начиная с 1900 года на выставках «Мира искусства». Он рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью.

Стиль этот получил название «билибинский», стал популярным и породил немало подражаний. Известность художнику принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна». За ними последовали иллюстрации к былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Сказке о золотом петушке».

В разгар революционных событий, осенью 1917 года, И. Билибин уехал из Петрограда в Крым, а в начале 1920 года он добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии; оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1930-е годы, тяжело переживая тоску по родине, Иван Билибин вернулся в СССР и был принят с почетом. Последней работой знаменитого художника стал подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. В первую блокадную зиму 1942 года Билибин умер от голода в больнице при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств.

Игорь Эммануилович Грабарь
1871-1960

Художник, выдающийся искусствовед, просветитель, музейный деятель.

В течение почти шестидесяти лет Грабарь, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны. Он проявил себя как художник, искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, замечательный организатор, даже архитектор. И.Э. Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 г. его родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, перебрались в Россию. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее. Он старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы. Осенью 1889 года практически без денег приехал в Петербург.

Он поступил в университет и в течение четырех лет учился на двух факультетах сразу: юридическом и историко-филологическом. Он упорно готовился к поступлению в Академию Художеств. В то время он зарабатывал себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Экзамены в Академию художеств он прошел блестяще и в 1895 году попал в мастерскую И. Е. Репина.

После университета и длительных заграничных путешествий Грабарь связал свою деятельность с журналом «Мир искусства», где нашел единомышленников, прежде всего Александра Бенуа. Благотворной почвой для творческого развития Грабаря-живописца стал русский пейзаж. Его работы появились на выставке «Мира искусства» в 1902 году.

В 1943 году он стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи скульптуры и архитектуры в Ленинграде, и одновременно был избран действительным членом Академии наук СССР. По инициативе Грабаря и под его руководством был создан Научно-исследовательский институт истории искусств АН СССР. С осени 1944 года и до конца своей жизни Грабарь возглавлял этот коллектив ученых, ставший основой осуществления проекта, к которому он шел почти всю свою жизнь. Многотомное издание «История русского искусства», план которого был разработан художником как итог всей его научной деятельности, выходило с 1954 по 1962 годы и до сих пор остается единственным полным изданием такого рода. До последних дней его жизни составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.

Мстислав Валерианович Добужинский
1875-1957

Художник, мастер городского пейзажа, художественный критик, мемуарист

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета  он попытался  поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 года.

По окончании университета поехал за границу и продолжил художественные занятия в Мюнхене.

Вернувшись в 1901 году в Петербург, Добужинский сблизился с объединением «Мир искусства» и вошел в число самых заметных его представителей.

Он создавал городские пейзажи, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга. Тема города сразу стала одной из главных в его творчестве. Добужинский обращался к ней и в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал: сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях.

После революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике.    Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913 г.) по роману Ф. М. Достоевского «Бесы».

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х годах наибольших успехов он достиг в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов «мирискуснической» книжной графики.


«Ночь в Санкт-Петербурге», 1924

Это было заметно уже в рисунках к «Свинопасу» Х.-К. Андерсена, за которыми последовали рисунки к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова, к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, ставшие шедеврами русской книжной графики.

В 1920-1930-е годы Добужинский жил в Литве. В 1939 году художник выехал в США для работы над спектаклем, и начавшаяся Вторая мировая война не позволила ему вернуться. Годы жизни в Америке были самыми трудными для художника — он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь с узким кругом русских эмигрантов. Он умер в Нью-Йорке, и прах его был предан земле под Парижем.

Николай Константинович Рерих
1874 – 1947

Художник, археолог, философ

Выпускник юридического факультета Петербургского университета 1898 года, Н. К. Рерих – одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Он родился в Петербурге 27 сентября  1874 в семье нотариуса. Брал уроки рисования у М.О. Микешина, поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи. Одновременно Николай слушал лекции на юридическом и историко-филологическом факультета Университета, принимал участие в общественной студенческой жизни Академии художеств и Петербургского университета и иллюстрировал университетский студенческий журнал.

На рубеже веков Рерих занимался изучением славянских и угро-финских древностей. Неолитические находки, сделанные им на озере Пирос (на границе Новгородской и Тверской губерний), вызвали сенсацию в России и Западной Европе. В 1909 году он избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции, а через год возглавил возрожденное общество «Мир искусства».

Выступал как мастер книжно-журнальной графики, исполнил  ряд монументально-декоративных работ. За свою жизнь написал около 7 тысяч картин. В поздний свой период создал циклы автобиографических очерков «Листы дневника» (1934-1935) и «Моя жизнь» (1936-1947). Художник внес большой вклад в развитие русско-индийских отношений, его называли «великим русским другом Индии».  Знания, полученные на юридическом факультете, пригодились Н.К. Рериху, когда он формулировал положения международного договора, известного как «Пакт Рериха».

Этот документ декларировал, что памятники культурного наследия человечества должны были оставаться неприкосновенными в годы войны. Итогом борьбы за внедрение «Пакта» в жизнь явился заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный в 1954 году в Гааге и ратифицированный тридцатью девятью странами.


«Заморские гости». Начало 1900-х гг.

Дмитрий Владимирович Философов
1872- 1940

Публицист, художественный и литературный критик, общественный и политический деятель

Дмитрий Философов происходил из старинного дворянского рода. Отец был ближайшим помощником военного министра Д.А. Милютина в реформировании русской армии, главный военный прокурор и начальник Военно-судебного управления, член Государственного совета. Мать Анна Павловна Философова, урождённая Дягилева, была литератором, видным деятелем женского движения в России, одной из учредительниц высших женских учебных заведений, организатором благотворительных обществ. Сергей Дягилев приходился Философову двоюродным братом.

Дмитрий Философов окончил частную гимназию К. Мая в 1890 году. Ещё в гимназии интерес к искусству и стремление к самообразованию сблизили его с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым, В.Ф. Нувелем. По окончании юридического факультета Петербургского университета в 1895 г. он стажировался в Гейдельбергском университете, служил в Кодификационном отделении при Государственном совете, с 1898 года – в императорской Публичной библиотеке. С 1897 года он начал заниматься журналистикой, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнале Министерства юстиции».

Д. Философов работал редактором литературного отдела журнала «Мир искусства» (1898—1904 гг.), позже занял должность руководителя отдела художественной критики. Вместе с Д.С. Мережковским, В.В. Розановым и В.А. Тернавцевым Философов стал одним из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге. Вместе с Мережковским был инициатором журнала «Новый путь» (1903-1904), где был постоянным автором и, в последний год издания, его редактором. С 1906 по 1908 годы Философов жил с четой Мережковских в Париже. По возвращении в Россию — сотрудничал в газетах и журналах «Слово», «Речь», «Русская мысль» и др. Эмигрировав после Октябрьской революции, Философов сделал общественную и политическую карьеру в Польше, где оставался до конца своей жизни.

4. Библиография