Открытая наука

Дата публикации:

Открытая наука — это широкий термин, которым обозначают различные движения и формы деятельности, направленные на то, чтобы сделать научные знания на различных языках общедоступными. Она охватывает все научные дисциплины и аспекты научной практики, в том числе в сфере фундаментальных, прикладных, естественных, социальных и гуманитарных наук.

Основные принципы открытой науки:

— Открытые научные знания — подразумевают оперативный и по возможности бесплатный доступ всем желающим к научным публикациям, исследовательским данным, метаданным,  образовательным ресурсам, программному обеспечению, исходным кодам, опубликованным на основе открытой лицензии.

— Открытая научная инфраструктура — подразумевает виртуальную или физическую исследовательскую инфраструктуру, которая необходима для поддержки открытой науки и удовлетворения потребностей различных сообществ. В это понятие также попадают электронные ресурсы, основанные на знаниях, такие как: коллекции, журналы и платформы открытого доступа к публикациям, архивы и научные данные, исследовательские информационные системы, открытые библиометрические и наукометрические системы, используемые для оценки и анализа различных областей науки.

— Научная коммуникация — означает не только взаимодействие ученых между собой, но и расширение сотрудничества между учеными и другими людьми, находящимися за пределами научного сообщества. Вовлечение в научный процесс более широкого круга заинтересованных лиц на основе новых форм сотрудничества: финансирование, научное волонтерство, привлечение широкой общественности.

 

Открытый доступ (Open Access) — это публикация материалов под открытой лицензией в журналах или на платформах открытого доступа, в открытых репозиториях (электронных архивах) университетов (институциональных репозиториях) и иных репозиториях (предметных, национальных и т.д.).

Список ресурсов открытого доступа с материалами по юриспруденции

Открытый доступ — это стабильность и постоянство доступа к опубликованным материалам, возможность значительно расширить аудиторию читателей: публикацию прочитает больше исследователей и, соответственно, потенциально больше процитирует. Публикации открытого доступа хорошо находятся поисковыми системами.

Открытый доступ предполагает не только бесплатность чтения и скачивания документов пользователями сети Интернет, но и определенные правовые условия доступа к ним, использования, в том числе распространения. Открытый доступ позволяет узаконить свободное и бесплатное бытование публикации в Интернете.

Какие материалы можно публиковать / размещать в открытом доступе:

— Промежуточная версия статьи для журнала или принятая к печати статья (до официальной публикации в журнале) — размещается в репозитории университета («зеленый открытый доступ»). Пример репозитория — Репозиторий СПбГУ.

— Статья, опубликованная в журнале открытого доступа или в гибридном журнале, в котором часть статей имеет статус открытого доступа, а другая часть статей доступна по платной подписке. Доступ к статье предоставляется на сайте журнала или на иной платформе, которая принадлежит издателю журнала. Также можно разместить в репозитории. Пример журнала открытого доступа — Вестник СПбГУ. Серия «Право» (политика открытого доступа журнала).

— Статья, опубликованная в журнале, который распространяется среди пользователей за плату (платная электронная или печатная подписка) — по истечении определенного срока или сразу после опубликования в зависимости от политики журнала можно разместить (самоархивировать) в репозитории.

— Книга, которую издательство публикует под открытой лицензией (самые распространенные на сегодняшний день — безотзывные лицензии Creative Commons). Пример книги, опубликованной под открытой лицензией CC-BY.

— Статья / книга, опубликованная на специальных платформах открытого доступа (DOAB, DOAJ, OAPEN и другие).

Полезные материалы об открытом доступе:

Рекомендация ЮНЕСКО по открытой науке (2022)

Как и где ученому публиковаться: Азбука открытого доступа 20 лет спустя / И.К. Разумова (2020)

Открытый доступ к науке: анализ преимуществ и пути перехода к новой модели обмена знаниями / Н. Трищенко; под ред. И. И. Засурского (2013)